воспитатель
МБДОУ № 5 детский сад «Теремок»
Природа-это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка-дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, предоставляет возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы. Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить, значит, сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное-самовыражаться .
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Цели экспериментирования:
— Поддерживать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
-Развивать у детей познавательные способности(анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
-Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В условиях нашего ДОУ мы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается :
-в характере решаемых задач (они неизвестны только детям);
-в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
-они практически безопасны;
-в них используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Структура детского экспериментирования:
-Выделение и постановка проблемы(выбор темы исследования). Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались- как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод , что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать , какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать.
-Выдвижение гипотезы: обладает ли дерево различными свойствами?
-Поиск и предложение возможных вариантов решения: составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы(игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.).
-Сбор материала (решили выяснить, откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес- наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях, уточнили из каких основных частей состоит дерево).
-Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод:
-дерево лёгкое, плавает в воде;
-дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке;
-древесина непрозрачная.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает такими свойствами, благодаря которым герои сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» могут перебраться через реку на деревянном плоту.
Темы для исследовательской работы детей:
-Фантастические, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например: ребёнок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок. А может быть «сконструировано» несуществующее животное с какими-то новыми, необычными возможностями.
-Эмпирические, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы(вода, камни, небесные светила). Например: проводим эксперимент с канарейками – проверяем, как они реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др.
-Теоретические, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Сейчас издаётся много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создаёт прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например: вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определённой группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов и др.
Виды исследований:
-Опыты(экспериментирование);
-Коллекционирование(классификационная работа);
-Путешествие по карте;
-Путешествие по «реке времени».
Одним из условий решения задач по познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей среды. Мы уделяем большое внимание созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В группе создан уголок природы, который позволяет решать задачи познавательно-исследовательской деятельности. Мы проводим наблюдения за растениями от стадии ростка до цветения, обращая внимание детей на строение, форму листьев, красоту цветка. В нашей группе в уголке природы живут разнообразные растения: два вида фикуса, хлорофитум, бегонии, каллы(белый и синий), спацифиллум, пуансетия и др. Интерес у детей вызвал необычный синий цветок калла: почему один белый, а другой синий? С большим удовольствием дети участвуют в уходе за растениями: поливают, рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Труд в уголке природы воспитывает у детей бережное отношение к растениям, ответственность за порученное дело. В течении нескольких лет в нашей группе живёт пара канареек, которые дают потомство. С марта наши дети наблюдали за тем, как канарейка вила гнездо, укладывая тоненькие полоски ткани, подготовленные детьми, с нетерпением каждое утро в течении недели бежали к клетке, чтобы увидеть очередное крохотное голубое яйцо. А когда из яиц вылупились голенькие с длинными шейками птенцы, в глазах детей был такой восторг и удивление! Ежедневно мы наблюдали, как меняются птенчики, зарисовывая свои наблюдения. Содержание птиц требует большого труда, дети с желанием помогали убирать клетку, насыпали зерно в кормушку, меняли воду, чистили семечки подсолнечника и скорлупу куриных яиц, чтобы канарейки получали витамины и не болели. В нашем уголке природы живёт и хомячок. Пушистый, тёплый комочек вызывает у детей нежность, желание приласкать, оберегать. Очень любят дети наблюдать за жизнью красивых рыбок в нашем аквариуме. В присутствии детей меняю воду , мою камушки, рассказываю о том, что делаю и с какой целью. В процессе систематических наблюдений, ухода за растениями и живыми существами дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. В нашем уголке природы есть необходимые орудия труда: клеёнчатые фартуки, тазики, губки, лейки, палочки для рыхления и др.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому в уголке природы в нашей группе есть коллекции семян разных растений, шишки , камни, ракушки, тематические альбомы ( «Весна», «Осень», «Зима», «Лето»), серия плакатов о поведении в природе, материал для экспериментирования. Грамотное сочетание материалов и оборудования для экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. В уголке природы имеется материал для опытов с песком и водой: ёмкости разного размера, формочки, трубочки, трубочки для коктейля, мыло, лопатки, совочки, ведёрки, пластмассовые стаканчики разных размеров и др. Мы проводили эксперименты с водой: «Окрашивание воды»; «Играем с красками»; «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».; с песком: «Где вода?», «Волшебный материал». Также имеются простейшие приборы и приспособления: лупа, «чудесный мешочек», зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», различный бросовый материал, персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация, альбом для зарисовки эксперимента.
Уголок природы в группе является важным компонентом при формировании экологической грамотности дошкольников, играя при этом ещё и роль в общем развитии детей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, где объясняем родителям, что главное-дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Чтобы выявить отношения родителей к поисково – исследовательской деятельности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день на тему: « Экспериментальная деятельность дома». Также разработали буклеты и памятки для родителей: « Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», « Как помочь маленькому исследователю», « Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке « Поэкспериментируем!», в которой предлагаем родителям различные формы проведения совместно с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, « Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильники). Родители оказывали помощь в создании коллекций ракушек, камней, в создании и оборудовании уголка природы и экспериментировании. Постоянно пополняют необходимыми материалами наш уголок, способствуют удовлетворению познавательных интересов своих детей экспериментированию в домашних условиях.
Анализируя все выше сказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников развивая их познавательную активность. В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: « Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».