учитель истории
МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников вырабатывается чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В патриотическом воспитании можно выделить 3 направления: изучение истории семьи ребёнка; изучение истории родного края (проводятся 1ч-урок краеведения); изучение истории Отечества.
Тема патриотизма в наше время очень востребована. Патриотизм – это та национальная идея, вокруг которой можно строить государственную политику. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации, формирования гражданского общества, является патриотическое воспитание граждан.
В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение.
Мы живем в многонациональном государстве, поэтому надо говорить, прежде всего, о формировании понятия россиянин, что и предполагает любовь и уважение к своему государству, вне зависимости от национального происхождения и религиозной принадлежности.
Современная жизнь, к сожалению, не всегда радует нас положительными событиями, не так много приходится гордиться подвигами современных людей. Именно поэтому общественная жизнь сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из задач воспитания является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, но и обычным людям мирных профессий. Недаром, государство в последнее время всё чаще возвращается к тем традициям, которые были при СССР. Например, введение и сдача ГТО, строятся спортивные комплексы, прививается любовь к спорту. А спорт, как известно, воспитывает мужество, волю, терпение, выносливость.
История, одна из немногих наук, которая даёт благодатный материал для формирования патриотических чувств у обучающихся буквально на каждом уроке. Её воспитательное значение хорошо раскрывается на уроках посвящённых подвигу нашего народа в различных войнах, начиная с древности и заканчивая Великой Отечественной войной. На таких уроках стараюсь как можно больше дать возможность высказываться самим обучающимся об исторических личностях, их роли в событиях, о роли народа, о справедливости, о значении подвига и героизма, о прошлом и будущем, от кого и чего оно зависит.
Знаменитые слова Г.К. Жукова: «Бережное отношение к нашему историческому и культурному наследию – это неисчерпаемый источник патриотизма, прибавляющий сил и энергии всем поколениям…» должны стать руководством к деятельности подрастающих поколений. Без знания истории своего народа нельзя воспитать гражданина. Наша История сложна, но нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая. Как в любой другой, в ней были организаторы и исполнители, творцы и разрушители, гении и злодеи. И только в глубоком осмыслении всего, что было, можно воспитать настоящих граждан нашей страны.
Гражданами не рождаются, ими становятся. И школа имеет прямую возможность влиять на становление личности учащегося., формированию у него патриотических чувств.
Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к малой Родине. Именно с изучения истории малой Родины начинается любовь к большой родине — к России, к своему народу.
Ребята изучают историю своей семьи. Собирают материал, пишут рефераты. Большую помощь в этом им оказывают родители. Таким образом, осуществляется связь поколений, связь с прошлым.
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и мероприятия, посвященные Дню Победы. В ходе подготовки к этой дате дети проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу нашего народа. Каждый год в День Победы учащиеся школы приходят к памятнику павшим воинам, где принимают участие в торжественном митинге, возлагают цветы, рассказывают стихи, стоят в почётном карауле. Продолжаем поиски павших без вести земляков. Акция взяла начало к 70-летию Победы.
В 2015 году по всей стране отмечалось 70-летие великой Победы. В акции «Бессмертный полк» приняли участие миллионы людей по всей стране. Не остались в стороне и учащиеся нашей школы. Именно такие мероприятия сплачивают нацию и формируют чувство патриотизма у подростков и молодёжи.
Такая организация внеурочной деятельности учащихся по истории помогает ребятам проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую Родину, нашу Россию.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
И тогда для каждого нашего воспитанника главными станут слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы. Одним из запоминающихся мероприятий был вечер встречи «Я помню…», проводимый в рамках районного конкурса «Детство, опалённое войной». На этот вечер были приглашены люди, чьё детство выпало на годы ВОВ. В ходе мероприятия были охвачено большинство детей, которые читали стихи и исполняли песни военных лет. Те дети, которые находились в зале были поражены стойкостью и выносливостью, которые выпали на плечи беззащитных в то время детей. Таких встреч у нас было несколько. В ходе подготовки к таким мероприятиям дети проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу дедов.
В своей работе я применяю различные формы воспитательной работы по формированию патриотических чувств учащихся:
-проведение экскурсии к памятникам, в музеи (краеведческий, музей милиции),
- провожу уроки Мужества ( к 200-летию Бородинской битвы, Сталинградская битва ,70-летие Курской битвы, 300-летие Нижегородской губернии, Я-гражданин и другие)
- проводятся предметные недели (Исторические викторины, марафоны, калейдоскопы), в преддвериях знаменательных дат просматриваем фильмы
-участвуем в различных конкурсах.
Такая организация уроков и внеурочной деятельности помогают детям проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учат любить свою малую Родину. А любовь к малой Родине и есть корни патриотизма.